english


Интернет-журнал "Новости искусства в Санкт-Петербурге"

Сальников Николай Сергеевич

КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1924 г., 6 декабря - родился в г. Приморско-Ахтарске в Приморско-Ахтарском р-не
Краснодарского края
1942-1945 гг. - участвовал в Великой Отечественной войне
с 1946 г. - проживает в г. Красноярске
1955 г. - впервые участвовал в Краевой художественной выставке
1957-1959 гг.- учеба в Красноярской художественной школе им. В. И. Сурикова
1957-1984 гг.- участник краевых, республиканских, всесоюзных выставок
1963 г. - вступление в Союз художников СССР
1968 г. - участник международной выставки графики в Италии, где
награжден бронзовой медалью ЮНЕСКО в г. Риме
1972 г.- участник выставки советского эстампа. Куба
1974 г. - участник выставки «Графика Сибири». Франция
1975-1980 гг. - член зонального выставкома «Сибирь социалистическая»
1977 г. - участник выставки советского книжного знака. ЧССР
1981 г. - член правления Красноярской краевой организации Союза
художников РСФСР
1982 г., 6 марта -  умер в г. Красноярске

В конце 50-х годов на выставках города Красноярска появились рисунки, акварели, а потом и линогравюры, на которых стояла подпись - Н. Сальников. Постепенно имя это все чаще встречается в выставочных залах города, края, зоны:

Судьба этого человека не была легкой, хотя внешнее течение жизни не напоминало о бурных ее поворотах. Спокойный, сильный, уверенный, он внушал бесконечное уважение и, казалось, что его искусство рождается легко и свободно. Как всякий труд, творчество Николая Сальникова воспринималось в конечном своем результате, сомнения же и поиски зрителю были неведомы. В памяти оставался мужественный и добрый мир художника, умение в незаметном явлении найти суть и творческой волею воплотить в художественном образе время, стремительное и скоротечное. Здесь нет мелочей, важно все, чем живет человек. Поэтому если попытаться охарактеризовать главное, что увлекало воображение мастера, то его можно обозначить таким простым и ясным понятием, как будни. Да, будни простых, ежедневных дел. Прозаические вроде бы события. Но задача художественного творчества и заключается в поэтизации прозы, выявлении в обыденном романтического начала. Ибо за будничным автоматизмом дел мы не привыкли видеть то, что примечает зоркий и наблюдательный глаз художника. Он как бы отсеивает все второстепенное и заставляет посмотреть вокруг себя живым и непосредственным взглядом.

И все же одного видения мало, если соответствующими средствами знание не воплощено в материале. Каждому творческому дару и памяти присущи индивидуальные особенности. Но вся сложность как раз заключается в том, чтобы суметь их выявить. Николай Сальников был прирожденный график. Он прекрасно чувствовал материал. Его произведениям свойственны лаконичность, четкость формы и ясность цветового пятна. Ему не надо было избавляться от дробности композиции, что довольно часто приходится проделывать начинающим художникам, он сразу видел цельно, обобщенно, охватывая взглядом все композиционное пространство.

Освоение материала у Н. Сальникова развивалось сразу в двух направлениях: черно-белая линогравюра и цветная. Оба вида техники были весьма популярны в искусстве 60-х годов, и при том, что в них работало большое количество графиков, заявить о своей индивидуальности было очень непросто. Но он, тем не менее, смог добиться признания, благодаря, главным образом, цветной линогравюре. Когда внимательно рассматриваешь графические листы мастера, не перестаешь удивляться целостности композиционного мышления, чуткости его художественного восприятия, чувству плоскости, единству пластической формы и образа. А ведь ему не довелось получить профессионального образования, год художественной школы - вся его учеба.

Но как легко и свободно строит он свои композиции. Его немногословные работы привлекают внимание не столько эффектностью приемов, сколько какой-то внутренней значительностью («Лесорубы», «Воспоминания», «Жажда», «За круглым столом», «Старый друг»). При кажущейся простоте они отличаются соразмерностью деталей, цветовых пятен и ритмов. График часто использует прием крупного плана, максимально приближая действие к зрителю, незаметно втягивая взгляд в глубину листа, тем самым как бы приобщая к изображаемому событию. Отсюда и остается ощущение активной, динамически развитой композиции, хотя внешнее ее построение отличается строгим, почти классическим равновесием. Подкупает способность художника говорить о простых вещах ясно и доступно. Он не усложняет тему, вкладывая в нее некий скрытый смысл, но доверительно и бесхитростно повествует о нелегком труде строителей, первопроходцев, охотников, докеров. В стремлении отразить его героику в полной мере проявляется современное понимание задач искусства.

Творчество Сальникова целиком принадлежит времени 1960-70-х годов. Времени энергичного индустриального освоения Сибири. Поэтому круг его тем затрагивает наиболее острые проблемы этого богатейшего региона (серии «По Хантайской ГЭС», «По Саяно-Шушенской ГЭС»). Но художника восхищает сибирский пейзаж. Вот где в полной мере раскрывается его склонность к лирической образности. В пейзаже графический язык обретает яркую эмоциональность. Пластическая форма преодолевает обыденность, преобразовываясь в поэтически насыщенный мотив. Не случайно линогравюра «Сибирские поля» получила бронзовую медаль «ЮНЕСКО». Безусловно, это один из лучших его листов, насыщенных гармонией, движением, пластикой. Красивый золотисто-коричневый тон, отсутствие резких контрастов рождают ощущение бесконечного пространства, наполненного светом и воздухом. Незатейливый мотив обретает звучание монументального метафорического образа. Художник подобен первооткрывателю, влюбленному в мир, в каждый кусочек родной земли.

Если внимательно проанализировать творчество Сальникова - а выставка предоставляет такую возможность - можно обнаружить довольно ровное развитие, без резких скачков и метаний, в поисках формы. График всегда остается самим собой - спокойным и мудрым. Может, оттого, что в искусство он входит уже зрелым, сформировавшимся человеком. Экспериментировать было некогда, хотелось полнее высказаться - спокойно, ясно и строго. Уже к середине 60-х годов художник зарекомендовал себя самобытным, сложившимся мастером. Его линогравюры обрели свое индивидуальное лицо.

Статья Е. Худоноговой, красноярского искусствоведа, была написана в каталоге 1985г. на московской выставке.

Работы

Обратно ко всем художникам