S.P.A.S. gallery english

Архив выставок

Текущая выставка
Архив выставок
О нас
Контакты
Оставить отзыв


Интернет-журнал «Новости искусства в Санкт-Петербурге»

«В АВАНГАРДЕ»

Живопись

9 октября – 9 ноября 2012 года

Александр Батурин

 
 
 
 
 
 

Владимир Васильевич Стерлигов

 

Геннадий Зубков

 
 
 
 

Елизавета Александрова

 

Алексей Гостинцев

 
   

Творчество четырех художников «Школы Владимира Стерлигова», его старейших и наиболее известных, на мировом уровне, учеников – Александра Батурина, Геннадия Зубкова, Елизаветы Александровой и Алексея Гостинцева будет представлено  картинами разных лет.

Авангардная живопись зародилась во Франции, - представлена она такими именами, как Матисс, Марке, Дюфи – и многими, многими другими. Фовизм, кубизм, абстракционизм – вперед, прочь от скучного академизма и рабского подражания природе, прочь от потакания слащавым вкусам толпы – к дерзким формам, смелым краскам, к свободе творчества, к своим правилам игры. Но все же теперь слово авангард больше всего связывается с кубизмом и супрематизмом, супрематизмом, который появился в России, в Петрограде, и «отцом» которого был Казимир Малевич.

Ученик Малевича, Владимир Стерлигов, положил в основу своего творчества не прямую линию, а изогнутую, более присущую природе. Свою изобразительную систему он назвал «чашно-купольной», и школа Стерлигова, к которой относятся представленные на выставке художники, отталкивается от этой системы координат. Чаша неба, купол храма – эти формы порой явственно прочитываются в их пейзажах, портретах, натюрмортах…

Александр Батурин учился у Стерлигова еще до войны, с 1931 года, а из сталинской ссылки вернулся уже сложившимся художником. В постперестроечное время, с поднятием железного занавеса, его «сады лирической геометрии» стали известны и в России, и за рубежом – в Париже даже одно время существовало такое учреждение, как Институт Батурина. Картины Александра Батурина находятся в известных музейных и частных коллекциях.

Геннадий Зубков, который встретился со Стерлиговым уже в шестидесятые годы, и занимался в его студии, (его и его жены Татьяны Глебовой, ученицы Филонова), - в восьмидесятые годы объединил учеников Стерлигова, начал преподавание его творческой системы и внес в нее свои дополнения. Картины Геннадия Зубкова находятся во множестве музейных коллекций, число его российских и зарубежных выставок не поддается учету. Из зарубежных выставок наиболее примечательна та, что прошла в семидесятые годы в США – событие для советского времени просто фантастическое.

Елизавета Александрова, перешагнувшая восьмидесятилетний юбилей, в своем творчестве верна заветам духовности, воспринятым ею в свое время от Владимира Стерлигова. Она также занималась в его петергофской домашней студии (начиная с 1963 года).

В своем творчестве художница последовательно продолжает традиции классического петербургского авангарда. Работая в технике живописного коллажа, сочетающей живопись маслом и разные тканевые фактуры, художница сумела создать свой яркий неповторимый стиль. Темы большинства произведений мастера основаны на библейских сюжетах. Однако картины, написанные на библейские сюжеты, не несут в себе только назидательность – они живут, прежде всего, по законам живописи, - тонких цветовых сочетаний, свежих композиционных решений – всего того, что всегда будет в авангарде искусства.

Алексей Гостинцев в 1969 году встречает Стерлигова и начинает заниматься живописью в его мастерской. Его живописи присуще необычное наложение красочных слоев. Цвета его палитры - светло-зеленый, серый, бежевый, белый, цвет морской волны, светло-голубой и светло-желтый - излучают покой, вызывают состояние сродни медитативному. На первый взгляд, выразительные средства его сдержанной палитры призваны только раскрыть мощное, глубинное напряжение. Создавая свои картины слой за слоем, Гостинцев высвобождает для нас свою истинную, внутреннюю сущность души и глубину характера. Его работы взывают к самоуглубленному размышляющему созерцанию.